29.11.2010 г. я обнаружила поломку счетчика горячей воды на кухне. В связи с этим я обратилась в МУП "Водоканал" с просьбой заменить неисправный счетчик. Неисправный счетчик был отвезен в водоканал и представлен сотруднице, которая составила соответствующий акт поломки и на 06.12.2010 г. назначено опломбирование нового счетчика. Старый счетчик 29.11.2010 г. сдан в магазин "Бетар-ЮГ", где был приобретен новый счетчик со скидкой.
В моей квартире установлено 4 счетчика воды: 2- на холодную воду и 2 на горячую. Срок поверки сломанного счетчика наступал только 01.03.2011г., т.е. он сломался за 4 месяца до окончания срока поверки. С 1 февраля 2010 г. я проживаю в квартире одна и поэтому расход воды на кухне маленький. Кроме того, я достаточно длительные периоды не проживала в данной квартире.
Сотрудник МУП "Водоканал" г.Ставрополя Картошина Н.Д. при проведении опечатывания нового счетчика горячей воды на кухне составила акт в котором указала, что "с 1.04.2010г. пересчитать по норме 9,064 м3, т.к. водомер горячей воды на кухне не работал с 01.04.2010 г. сделать перерасчет с 01.04.2010 г. по 06.12.2010 г.". Дату 01.04.2010 г. она взяла на том основании, что с декабря 2009 года по март 2010 года показания счетчика были 37 м3, а с апреля стали 38 м3. В связи с этим она посчитала, что счетчик сломался 01.04.2010 г.
В нашем доме в связи с многочисленными жалобами жильцов на большой расход воды по общедомовому счетчику и высокие коэффициенты была создана специальная комиссия, в которую вошли представители водоканала, сотрудники "Управляющей компании-5" и жильцы дома. 14.07.2010 комиссия провела проверку показаний счетчиков воды в моей квартире. Сотрудник водоканала в присутствии членов комиссии проверила работоспособность всех счетчиков воды путем открывания кранов и подтверждения факта вращения крыльчатки, записала показания счетчиков, проверила пломбы. Факта поломки счетчика горячей воды на кухне выявлено не было и никаких актов по выявлению неисправности не составлялось. По результатам работы комиссии был составлен соответствующий акт, на основании которого СГРЦ произвел корректировку расчетов воды в нашем доме. Т.е по состоянию на 14.07.2010г. все счетчики воды в моей квартире были работоспособны. Кроме того с 12 по 31 июля 2010 г. в нашем доме, в соответствии с графиком, было произведено отключение горячей воды и, естественно, горячая вода в этот период не расходовалась. С 28 июля по 10 августа 2010 г. я отсутствовала в г.Ставрополе (копии билетов были представлены в СГРЦ и МУП "Водоканал").
Все вышесказанное доказывает, что МУП "Водоканал" неправомерно установил мне период перерасчета с 01.04.2010 г. и перерасчет за горячую воду по нормам потребления должен быть произведен, как минимум, за период с 14.07.2010г. по 29.11.2010 г., а с учетом планового отключения горячей воды и моего отсутствия с 10.08.2010 г. по 29.11.2010 г.
Кроме того, считаю, что раз я выполнила требования п.52 "Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам" и "при обнаружении неисправностей индивидуальных приборов учета немедленно сообщила о них исполнителю", то датой фиксации неисправности прибора учета является дата оформления акта о неисправности, т.е. 29.11.2010 г., а до этой даты счетчик считается исправным, т.к. сотрудники водоканала неисправности прибора учета не выявляли.
Также считаю неправомерным начисление мне воды по нормам потребления 9,064 м3 на человека за 8 месяцев в связи с тем, что оба счетчика холодной воды находились весь этот период в исправном состоянии, их показания соответствуют показаниям в платежных документах (что зафиксировала Картошина Н.Д.) и за указанный период вся холодная вода по показаниям этих счетчиков (31 м3) оплачена в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. В соответствии п.6 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006г. №307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" холодное и горячее водоснабжение являются двумя разными услугами и на них установлены разные нормы потребления: 3,027 м3 на горячую и 6,037 м3 на холодную воду (Постановление Главы города Ставрополя от 27.12.2007 №3980 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Ставрополя"). Указание в п.31 Постановления Правительства РФ №307 на неисправность одного из счетчиков, приводящее к пересчету по нормативу, относится к счетчикам, учитывающим поставку однородного ресурса (услуги). Это или горячая вода, или холодная. В связи с этим считаю, что начисление по нормам потребления холодной воды является нарушением моих прав, как потребителя, и меня заставляют дополнительно оплатить холодную воду, которую я фактически не потребляла.
Трактовка водоканалом "в свою пользу" нормы п.31 Постановления Правительства РФ №307, как что при поломке счетчика горячей воды надо аннулировать показания счетчиков холодной воды и холодную воду тоже насчитывать по нормам потребления противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Если трактовать п.31, как МУП "Водоканал", то при поломке счетчика горячей воды следует аннулировать и показания счетчиков электроэнергии, газа и т.д. так как в соответствии с п.3 Правил "коммунальные ресурсы" – это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ и т.д.
Я направила письмо в МУП "Водоканал" с просьбой отменить расчет воды по нормам 9,064 м3 и сделать перерасчет только горячей воды за период с 10.08.2010 г. по 06.12.2010 г. по нормам потребления 3,027 м3 на человека.
Однако МУП "Водоканал" мне ответил отказом на том основании, что "Основной задачей проводимой проверки в июле 2010 г. являлось выявление несоответствия количества зарегистрированных и фактически проживающих граждан (хотя представители правоохранительных органов в состав комиссии не входили, а представители водоканала не наделены такими полномочиями!!!) и соблюдение межпроверочных периодов индивидуальных приборов учета. Работоспособность приборов учета не проводилась, в связи с ограниченным сроком проверки в нерабочее время с 18.00 до 21.00 час." И в своем ответе еще раз подтвердил правильность своей трактовки п.31 по аннулированию показаний счетчиков холодной воды.
К сожалению, я, как частное лицо, не имею доступа к приказу МУП "Водоканал" о создании комиссии, в котором бы определялись цели, полномочия и задачи комиссии. Факт проверки работоспособности счетчиков в нашем доме могут подтвердить члены комиссии и жильцы дома, у которых проводилась проверка счетчиков. Кроме того, как я понимаю, проверка работоспособности счетчиков и проверка наличия пломб является прямой обязанностью сотрудников водоканала! Иначе теряется всякий смысл работы комиссии. Ведь комиссия создавалась специально для того, чтобы выяснить откуда появился перерасход воды по общедомовому счетчику! И ответ водоканала, что проверка работоспособности счетчиков и наличия пломб не проводилась, вызывает, мягко говоря, удивление. Еще большее удивление вызывает то, что в своем ответе МУП "Водоканал" сообщает, что "при приемке в эксплуатацию индивидуального прибора учета горячей воды на кухне было выявлено, что прибор учета, установленный ранее на трубопроводе горячей воды находился в нерабочем состоянии, т.к. у него не вращалась крыльчатка счетного механизма". Каким образом это могло быть выявлено 06.12.2010 г. "при приемке в эксплуатацию" нового счетчика, если старый прибор учета был демонтирован 29.11.2010 г. и в тот же день сдан в магазин в обмен на новый? Т.е. специально созданная комиссия, по утверждению водоканала, не была наделена полномочиями проверки работоспособность приборов учета, а Картошина Н.Д., которая пришла всего лишь опечатать новый счетчик (причем эту услугу я официально оплатила в кассе МУП "Водоканала"), оказывается была наделена полномочиями выявлять поломку счетчика, который в глаза не видела и который неделю назад был демонтирован и сдан в магазин "Бетар-ЮГ"!!!
В итоге по платежному документу № 12731295 в декабре, в соответствии с Актом №0008730 от 06.12.2010 г., мне дополнительно начислено за период с 01.04.2010 г. по 06.12.2010 г. 626 руб.78 коп. за холодную воду и 542 руб.06 коп. за теплоэнергию на ГВС.
Конечно, из-за 1200 рублей, которые мне начислили, я в суд не пойду. Но уж очень хочется добиться справедливости. Ведь от незаконных действий МУП "Водоканал" по "столь широкому" применению п.31, я уверена, пострадала не я одна, а возможно еще десятки граждан, у которых сломался счетчик, нарушен срок поверки, или была нарушена пломба.

В связи с вышеизложенным прошу Вас, уважаемые юристы ответить мне:

1. Законны ли действия МУП "Водоканал" г.Ставрополя по применению п.31 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006г. №307, выражающееся в аннулировании показаний исправных приборов учета холодной воды и начисления мне воды за 8 месяцев по нормам 9,064 м3?
2. Прошу разъяснить мне: как, в соответствии с законодательством, определяется дата неисправности прибора учета? Должен ли мне быть произведен перерасчет горячей воды по нормам потребления, по каким конкретно нормам и за какой конкретно период? Или в связи с тем, что я выявила поломку счетчика самостоятельно и выполнила требования п.52 "Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам", уведомив о поломке МУП "Водоканал", то ко мне применим только п. 32 указанных Правил и никакого перерасчета по нормам потребления горячей воды производиться не должно?
3. Что мне делать в этой ситуации, если Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, защищает монополиста и считает действия МУП "Водоканал" полностью законными?

Помогите, пожалуйста, разобраться кто прав в этой ситуации.
Заранее благодарна.
С уважением, Ирина
Ирина 7 января 2011, 14:14. Счетчики воды
  • 8 января 2011, 22:15.
    Здравствуйте, Ирина!
    Исходя из данных, изложенных в Вашем вопросе, считаю, что Вы правильно разобрались в ситуации. Однако, если Вы не станете обращаться в суд "из-за 1200 рублей", Вы останетесь при своей правде - перерасчет Вам не сделают. Если Вы хотите, чтобы провели проверку законности действий Водоканала и потребнадзора, напишите соответствующее заявление в органы прокуратуры.